Уважаемый посетитель! Вы используете устаревший браузер, чтобы страница работала правильно, рекомендуется использовать современный браузер.

Курсы теле и радиоведущих в Москве с филиалами по всей России

Заказать звонок

Запишитесь на бесплатный кастинг

8 (800) 550-71-31

8 (800) 550-71-31

Анонс 
— предварительное оповещение о чем-либо.
 
Аутро 
— проигрыш в конце песни. Диджеи часто начинают свой разговорный блок на его фоне. 
 
Банка 
— заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио.
 
Блок 
— элемент сетки вещания и часть клока. 

Блоки делятся на типы: 
— разговорный,
— музыкальный,
— новостной,
— рекламный,
— информационный.

Влёт 
— джингл (короткий звуковой фрагмент 3-5 секунд). Предназначен для корректного прерывания основного эфира головной радиостанции и выхода на начало локального вещания. 
 
Вылет 
— то же самое, что влёт, но для выхода из регионального эфира на головную радиостанцию (короткий звуковой фрагмент 3-5 сек).
 
Дженерал 
— часовая отбивка, позывные станции в начале часа.
 
Джингл 
— «музыкальный логотип», позывные радиостанции, который помогает идентифицировать ту или иную волну. Джингл состоит из музыкального отрезка, вокала и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 15 секунд.
 
Добивка 
— музыкальная композиция в конце часа, которая звучит до вступления в эфир рекламного блока, а также музыка в конце рекламного блока в случае автоматических рекламных врезок. Используется, чтобы рекламный блок был корректным по времени в случае нехватки рекламы и не выбивался из клока. 
 
Дыра
— тишина в эфире.
 
Заставка 
— короткий музыкальный фрагмент, предваряющий в эфире начало какой-либо радиопередачи. Цель — быстрое, ассоциативное представление новой радиопередачи.
 
Идентификатор (ID) 
— короткий вокальный эфирный элемент. Как правило состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Общая длительность — не более 5 секунд.
 
Интро 
— вступление, проигрыш в начале песни. Зачастую диджеи на этом фоне анонсируют продолжение своей программы и объявляют исполнителя, чья песня уже в эфире. 
 
Клаттер [clutter] 
— избыток побочной непрограммной информации (рекламных вставок, титров, анонсов), мешающих восприятию основной интересующей аудиторию программы.
 
Клок 
— эфирный час на радио, 60 минут. Используется для формирования эфирной сетки и делится на сегменты (см. «шаг»). 
 
Кода 
— фактическое завершение песни.
 
Лайнер 
— название радиостанции и частота, которые проговаривают обычным текстом.
 
Начитка 
— текст в рекламном ролике.
 
Одежда эфира 
— эксклюзивное звуковое оформление радиостанции, которое помогает ее идентифицировать. В этот пакет входят джинглы, отбивки, лайнеры, заставки и проч.
 
Отбивка 
— звуковой фрагмент (текст + музыка, шумы) предваряющие и завершающие программы и рубрики (выпуски новостей, хит-парады, авторские программы), а также радиочас.
 
Пакет 
— сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.
 
Перебивка 
— короткий звуковой фрагмент (не обязательно музыкальный), назначение которого — «срыв контекста» обсуждения. Применяется при изменении темы внутри передачи.
 
Пилот 
— пробный выпуск программы.
 
Подложка (подлога, подкладка, подклад) 
— музыкальный фон, для выступления ведущего, рекламных роликов и программ.
 
Рамп 
— длинный джингл, переходный по текстуре и настроению. Состоит из музыкального отрезка, вокализа, вокальной пачки и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 30 секунд.
 
Свипер 
— элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах. Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы. 
 
Сетка вещания 
— составляется вещателем и содержит перечень, последовательность, наименования и время выхода в эфир радиопрограмм на конкретный период вещания.

Спот
— короткое рекламное обращение или рекламный ролик, вставляемый между ТВ- и радиопрограммами, продолжительностью от 10 до 60 секунд.
 
Транзишн [англ. transition — переход] 
— джингл, предназначенный для смены темпа и настроения при переходе от одной песни к другой. В основном нужен для «цементирования» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп» (не путать с автоматической системой вещания).
 
«Переходные» элементы учитывают, как фактурные, так и темповые особенности композиций и описываются схемами:
fast to slow (от медленного к быстрому),
middle to fast (от среднего к быстрому) и т.д.

Таким образом, они становятся мостиком между разнородными песнями. Чаще всего транзишны — это вариации на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая, и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах. 
 
Фальш-кода 
— фальшивая оконцовка песни.
 
Фичер [feature] 
— документальная программа.
 
Фонотека 
— собрание, архив звукозаписей, фонограмм.
 
Хрип (хрипушка) 
— аудиозапись, сделанная по телефону.
 
Хронометраж 
— не более тридцати секунд. Иногда просто свистящая или шуршащая отбивка, которая закрывает эфирный час.
 
Часовая отбивка 
— (лого, отбивка часа, шапка часа) часто имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов. Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени-свипер-шотган. 
 
Читалка 
— рекламный текст, который начитывает ведущий
 
Шотган [shotgun — дробовик] 
— короткий джингл, базируется на вокальной пачке и звуковых эффектах. Длительность — от 1 до 3 секунд.
 
Шпигель 
— анонс новостей в начале новостного выпуска.
 
Шумотека 
— собрание звуков, которые можно использовать для оформления эфира.
 
Beat-Matched Sweeper 
— вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски, или как многие говорят, «хуки», выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке. В отечественном радиовещании подобными экспериментами «грешили» «Европа плюс», радио Maximum, Love Radio, «Новости онлайн». И сегодня, не потеряв своей актуальности, однотемповые свиперы частенько используются как связующий материал между рекламным блоком (реже — новостным выпуском) и последующими песнями. 
 
Fade-in, Fade out 
— плавное нарастание, соответственно затухание звука. Плавный вход и выход ведущего программы.
 

Главная    /    Блог    /    Словарь терминов радиоведущего

Введите номер телефона в форму ниже.
Мы перезвоним в течение 15 минут.

Главная    /    Блог    /    Словарь терминов радиоведущего

Словарь терминов радиоведущего

24.01.2019 г.

(с) Шоу-школа. Курсы радиоведущих.

Сегодня мы делимся с Вами словарём радиоведущего, который содержит основные понятия структуры сетки вещания, составляющие звукового имиджа радиостанции и оформления эфира.

Хотите научиться говорить на языке профи? Тогда читайте наш словарь радиоведущего и расширяйте свой профессиональный запас слов!